Летняя встреча «Школы театральной журналистики» 28 июня 2017 года была посвящена современному искусству. О contemporary art в балете рассказал Народный артист России руководитель балетной труппы Саратовского академического театра оперы и балета Игорь Стецюр-Мова. О современных тенденциях в драматургии и прозе — член «Союза писателей России», ведущая авторской программы «Культурный слой» на радио «Русский мир» Наталья Осипова (Москва).
Такая важная тема не могла обсуждаться кулуарно, поэтому была подготовлена прямая трансляция дискуссии на 80 стран мира.
Участники обсудили современное искусство, реализацию актуальных творческих культурных проектов, -рассказал автор и руководитель проектата Николай Шиянов. — Было подготовлено много сюрпризов, в том числе объявление сразу двух творческих конкурсов. Но главным, безусловно, стал выход в прямой радиоэфир на 80 стран мира. Журналисты рассказали, что Саратову в области современного искусства и культуры есть чем гордиться».
Вечером участники Школы смогли увидеть лучшие образцы современной и классической хореографии в исполнении ведущих солистов саратовского балета, впервые завершившего театральный сезон большим итоговым гала-концертом с участием симфонического оркестра театра. За дирижерским пультом стоял Медет Тургумбаев.
Экспертов мы просили поделиться своим представлением, что сегодня представляет собой современное искусство! Предлагаю Вашему вниманию взгляд на проблему:
Современное искусство – это, безусловно, новый феномен культуры, отношение к которому неоднозначно, и вызывает много вопросов при сравнении творчества современных художников с работами классических мастеров, — отметила писатель, автор и ведущая программ радио «Русский мир» Наталья Осипова. – С этой точки зрения «Современное искусство» в корне отличается от традиционного рисования красками и создания скульптур. Сегодня это многочисленные художественные практики, среди которых перформанс, акционизм, видео-арт и многое другое. Современное искусство – это прежде всего некий эмоциональный посыл обществу, а форма этого посыла, кажущаяся на первый взгляд главенствующей, в действительности не столь важна и может быть многовариантной. Однако не лишне вспомнить, что искусство каждой новой эпохи когда-то воспринималось, как современное. Оно не существовало вне контекста своего времени, чутко улавливая изменения окружающего мира. То же происходит и сегодня. Современный человек, живущий в современном мире, привычно пользуется новыми технологиями и материалами. С этой почки зрения вовсе не удивительно, что и люди искусства в своём творчестве используют компьютерные технологии, видео, фотографию, а также новейшие материалы.
Тем не менее, во все эпохи в центре внимания искусства был и будет современный мир и живущий в нем человек с его радостями, надеждами и бедами. Однако, на мой взгляд, такой феномен культуры, каким стало в наше время «Современное искусство» требует новой терминологии, отличающей его от «Искусства традиционного». Возможно, на этом этапе нужно выработать более четкое разграничение понятий. Традиционное искусство предполагает некие рамки, в которых оно существует: знание художественных традиций, ремесленные навыки, личное мастерство и т.д. В «Современном искусстве» нет никаких ограничений, оно не обязано быть сложным в исполнении, не обязано быть эстетичным. Его цель – выразить отношение художника к миру. Однако бесконечность в свободе выражения имеет и оборотную сторону: порождает порой нетерпимость и вседозволенность. Современный мир очень мозаичен. И в его многообразии находится место всему: начиная от традиционных направлений, где требуются академические навыки, кончая художественным андеграундом с его креативными технологиями.
Впервые также шла прямая он-лайн трансляция заседания в Instagram.
Как отметила Людмила Кузнецова, было очень интересное и неожиданное занятие, которое запомнится участникам надолго.