Рецензия по итогам просмотра оперы «Дон Жуан» В. Моцарта в постановке Саратовского театра оперы и балета в рамках Школы театральной журналистики.
Автор: Александра Ковалева
Горяч, красив и страстен… Он способен покорить любую: от юной девушки до почтенной дамы. Его сладостные речи пленяют, а взгляд жжёт. Он яростно живет каждую секунду, всегда отдается полностью новому влечению. Он – Дон Жуан…
Время идет, а этот образ остается всё таким же притягательным. Академические театры по всему миру не перестают ставить на своих сценах оперу «Дон Жуан». Каждый новый спектакль – целое событие. Снова и снова мы открываем для себя что-то особое в этом герое, то, что ранее не было увиденно. Не стала исключением и постановка Саратовского театра оперы и балета.
Интересно, что «традиционного» Дон Жуана зритель не увидит. Наш герой – житель 21 века. Поэтому вдвойне необычно и забавно наблюдать за поведением актёров на сцене. Та же шедевральная музыка Моцарта, сильные арии, но внешняя картина действия – наше тысячелетие. Прежде всего, на это указывает внешний вид героев. На них надеты вещи современных фасонов: никаких кринолинов и камзолов. Вместо этого, яркие пиджаки в сочетании с джинсами Дон Жуана, озорных цветов шапки с перчатками Лепорелло ( на протяжении всего спектакля он их меняет: серые, розовые, желтые).Гости карнавального вечера, устроенного знаменитым соблазнителем, и вовсе одеты как тинэйджеры. Весело наблюдать за тем, как они двигаются в современном ритме под «вычурные» мелодии композитора. Наверное, многих смутит отсутствие явных намеков на социальную принадлежность героев. Но если присмотреться по -внимательнее ,их можно уловить. Костюмы донны Анны и донны Эльвиры отличаются особой утонченностью. Чего только стоят изысканные шляпки последней. Напротив туалеты Церлины более простые. В одной из сцен она даже предстает перед нами в образе типичного подростка: необычные темные колготки плюс мини пачка.
Внешний вид декораций, однако, не дает отсылку к современности. Они наоборот перемещают нас куда-то на юг, где на небольших улочках робко возвышаются каменные старинные дома. Именно они и позволяют не забыть о месте действия – Испании. Фон передает атмосферу сменяющих друг друга дней и ночей. Но особенно он ярок в финальной сцене. Небо становится ярко алым, цвета крови, что и предвещает трагический финал. Эффектное завершение действа — девушка в белом, обнявшая уже мертвого Дон Жуана. Казалось, сама смерть стала последней невестой неутомимого соблазнителя.
Из всех запоминающихся воплощений героев оперы хотелось выделить образ Лепорелло. Перед нами предстал чрезвычайно обаятельный, озорной герой. Он не перестает подшучивать над поведением своего хозяина (Дон Жуана), да и всех окружающих. Лепорелло очень ловок и остроумен. Не остаются без внимания и остальные герои. Церлина трогает своей наивностью, донна Эльвира восхищает своей настойчивостью защитить всех от проделок Дон Жуана. Донна Анна напротив не вызывает доверия. Она не похожа на обманутую жертву, но напротив, её ненависть к главному герою очень убедительна. Оттавио вызывает симпатию своей нежной заботой о холодной донне Анне, а Мазетто просто по- человечески хочется поддержать , помочь перенести обиду. Дон Жуан – такой, какой, наверно, и должен быть. Бесшабашен, бесстрашен и вместе с тем чертовски очарователен.
Смотреть новые интерпретации классики интересно. Всегда притягивает старое в нестандартном ракурсе. Эта постановка оставила у меня очень сильные и яркие впечатления. Так что, скорее спешите сюда познакомиться с новым Дон Жуаном.